понедельник, 18 мая 2020 г.

Семья Русяйкиных-Мироновых. Военный и трудовой подвиг



Русяйкин Николай Сергеевич родился в 1925 году в селе Старое Славкино Малосердобинского района. Он был третьим ребёнком в семье Русяйкиных Сергея Васильевича и Дарьи Фёдоровны. Им выпала нелегкая доля. Они только поженились, а тут революция, гражданская война. Первый сын родился в 1918 году, назвали Иваном. В 1922 году родилась дочь Анна, потом появился на свет Николай, а в 1927 году родился ещё один сын, назвали Михаилом. Как растили они своих детей в голодные тридцатые годы – это отдельная история. Но, главное, всех сохранили, вырастили! И тут война!


Ивана призвали в армию еще до войны, поэтому он с первых дней оказался на фронте. В сентябре 1943 года призвали на фронт Анну. Отучилась полгода на курсах радистов и с января 1943 года в действующей армии. Следом за Анной, в январе 1943 года, призывают и Николая, ему едва исполнилось  18 лет.  Беда в семью пришла, откуда не ждали. Михаил, младший из сыновей, сделал себе пистолет, который стрелял железными шариками. Наверное, тоже готовил себя к фронту. Пистолет лежал в кармане и случайно выстрелил, ржавый шарик вошел в ногу. Думали, обойдется. Не обошлось… Началась гангрена, и Михаил умер. «Трое детей на фронте, а младшенького не уберегли…». Именно такие мысли терзали безутешных родителей. Потом Дарья Фёдоровна, которая была глубоко религиозным человеком, вспоминала, что ей помогли молитва и работа. И, конечно, она ждала своих детей с войны и верила, что они вернутся живыми.  И получилось, как в стихах Р. Рождественского:
«Не гневила, не кляла она судьбу,
похоронка обошла её избу!
Повезло ей, привалило счастье вдруг!
Повезло одной на три села вокруг!
Повезло ей, повезло ей, повезло!
Оба сына воротилися в село!»
И дочка Анна тоже вернулась! Иван вернулся целым и невредимым, провоевав с первого до последнего дня войны, в 1945 году был награжден медалью «За отвагу». Анна закончила войну в 1945 году в Польше. Боевые пути Анны и Ивана достойны отдельного рассказа.
Продолжим рассказ о боевом пути Николая Сергеевича, который оказался трудным и тяжёлым. После краткосрочных курсов в городе Куйбышеве (ныне г. Самара) Николай Сергеевич летом 1943 года попал на Курскую дугу. Из истории Отечественной войны мы знаем, какие ожесточенные бои шли здесь! Впоследствии он рассказывал, как страшно было выскакивать в очередной раз из окопа и бежать в атаку под шквальным огнем немцев. Поэт-фронтовик Юлия Друнина очень точно написала:
«Я только раз видала рукопашный!
Раз наяву, и тысячи – во сне!
Кто говорит, что на войне не страшно,
тот ничего не знает о войне!»
Во время очередной атаки Николай Сергеевич был тяжело ранен. Вот как об этом написано в наградном листе: «Рядовой Русяйкин Николай Сергеевич, являясь ручным пулеметчиком 77 стрелкового полка Центрального фронта, в боях за г. Карачев во время наступления на противника 14.08.1943 был тяжело ранен разрывной пулей в правую ногу с переломом правого бедра. В результате ранения нога укорочена и не сгибается в коленном суставе. Достоин награждения медалью «За боевые заслуги». До появления этого наградного листа ох, сколько ему ещё придется пережить!
Из воспоминаний его жены: «Он ранен в августе, стоит жара! Когда после очередной атаки подбирали раненых с поля боя, его сочли за мёртвого, так как был без сознания. И только когда наша армия окончательно перешла в наступление и освободила территорию, его, наконец, подобрали. Пока его тащили санитары, он на секунду приходил в себя и снова терял сознание от дикой боли. В госпитале  врачами было сказано, что прогнозы плохие, если отрезать ногу, может быть, выживет. Он отказался от ампутации и его, как безнадежного, поместили в палату «смертников». Название этой палаты говорит само за себя. Он лежал в этой палате и молился: «Господи! Если ты есть, ты не дашь мне умереть в 18 лет!». И он не умер!  Его перевели в обычную палату, и началось долгое лечение на 10 месяцев».
Выписался Николай из госпиталя только в конце 1944 года. В выписке из госпиталя было написано, что при росте 180 см он имел вес 50 кг. Вернулся в родное село глубоким инвалидом. В 1945 году женился на передовой комбайнерке Мироновой Анне Ивановне. 


Н. С. Русяйкин

А. И. Русяйкина (в девичестве Миронова)

Еще до войны Анну Ивановну с подругой от колхоза направили учиться на курсы трактористов в Базарный Карабулак. Только успели отучиться, началась война. Анна получила так  называемую «бронь», т.е. освобождение от фронта. Но работали в колхозе не меньше, чем на фронте.
Анна вспоминала: «Надо было пахать – садилась на трактор, надо хлеб убирать – садилась на комбайн. Уходила из дома в 4 утра, приходила в 2 часа ночи. Спасибо отцу,  Миронову Ивану Федоровичу, когда бы ни пришла, всегда ждал. Пудовые грязные сапоги  помоет, одежду почистит, пока я сплю. Да скажет: «Ах, Аня, ничем не отличается твоя работа от фронта, разве что бомбы здесь не падают».
Из семьи Мироновых воевал на фронте старший брат Анны Михаил. Он служил в артиллерии, прошёл всю войну и был награждён орденом Красной Звезды. Младшая сестра Анны Елена к началу войны жила в Ленинграде и попала в блокаду. В 1942 году через «Дорогу жизни» она вернулась домой, а в 1943 году была призвана на фронт, где служила в частях, обеспечивающих питание солдат на передовой. Казалось бы, повар, что она видела? На самом деле, доставляя еду на передовую, она была и под бомбежками, и под обстрелами. Племянник  Анны, Миронов Василий Андреевич, 1924 года рождения, пропал без вести и до сих пор о нем ничего не известно.
И так, в молодой семье в 1946 году рождается сын, назвали, как и отца, Николаем. Родился второй сын, назвали в честь дяди Михаилом. А потом родились еще три  дочери. Большая семья, нужен большой дом. И уже к 1955 году Николай Сергеевич построил большой дом. И это несмотря на то, что ему физически было очень трудно работать! Но он работал за троих! После того, что он пережил и остался жив, уже никакие трудности ему были не страшны. Справедливости ради надо сказать, что и Анна Ивановна не меньше работала.
Дети росли, жизнь налаживалась. Но в 1963 году Николай Сергеевич трагически погибает. И тут уж подвиг совершила его жена, Анна Ивановна! У другой бы опустились руки,  пятеро детей (старшему – 17, младшей – 5) да престарелые родители мужа. И годы какие! Но не у неё. Она пошла работать.  Уходила из дома в 5 утра и приходила в 10 вечера. Дом держался на бабушке с дедушкой и на старшем брате Николае. Дети, все в школе учились хорошо и отлично, хотя никто нас никогда не контролировал. Наверное, перед глазами стоял пример отношения к труду отца и матери. Все дети  получили высшее образование и стали достойными людьми. Чего это стоило Анне Ивановне, знают только она и Бог! Потом, намного позже, когда её спрашивали, как же ей удалось одной всех пятерых выучить, она отвечала: «Мне Бог помогал».
Анна Ивановна прожила 82 года и успела понянчить внуков и даже дождаться  правнука. И очень гордилась детьми! А мы гордимся  своими родителями, и теперь уже ими гордятся внуки и правнуки.
Хотела рассказать об отце, а рассказала обо всей семье. И это правильно, молодежи надо знать, какой ценой завоевана их счастливая жизнь.

Надежда Николаевна Пиякина, с. Старое Славкино



Комментариев нет:

Отправить комментарий