среда, 6 мая 2020 г.

Фронтовые дороги Василия Петровича Землякова


Земляков Василий Петрович родился в селе Топлое в 1907 году в большой и дружной крестьянской семье. Отца звали Петром, мать – Пелагеей, брат Фёдор и четыре сестры – Мария, Анна, Прасковья и Дарья. Жили до войны в маленьком домишке на улице Топловке. Как и все ребятишки, с семи лет стал ходить в школу, которая стояла у церкви. Василий проучился всего-навсего четыре года.
В первые дни войны ушёл на фронт брат Фёдор. Он прошёл всю войну, после Победы вернулся домой, а в 1950 году уехал в Хабаровск, где прожил всю свою жизнь.

Василий Петрович ушёл на фронт добровольцем в 1941 году. На ту пору ему было 34 года, был он человеком семейным. Оставил жену Анастасию и четверых своих деток: сыновей Колю (1935 г.р.), Ивана (1937), Василия (1941) и дочку Аню (1939). Определили его сначала в пехоту, а потом воевал в кавалерии. За боевые заслуги присвоили звание старшины, поставили командиром роты. По рассказам Василия Петровича, рота у него была славная, все ребята как на подбор! Многие из них сложили свои головы на полях сражений, многих не дождались дома.
Василий Петрович вспоминал один случай: «Попали как-то наши ребята в окружение фашистов. Наша рота, в числе многих, была брошена им на подмогу. Завязался бой. Много наших солдат тогда полегло, но окружение мы прорвали, своих освободили. Вот смотрю я на солдат, нами спасённых, и лицо знакомое в толпе попалось. Думал, что обознался, а присмотрелся: ну, точно – Мишка Потёмкин, односельчанин мой родной! Я его зову, кричу, а он всё идёт и идёт дальше, не оборачивается даже. Я, будучи покрепче, подбегаю к нему, смотрю: на нём лица нет, да и силы на исходе уже, еле ноги передвигает. Ослаб совсем. Ну, я его положил себе на плечо и понёс. В чувства привёл, накормил, определил к себе в роту. Мы с ним всю войну плечом к плечу до конца прошли. Вернулись домой вместе. Каждое 9 Мая встречались. Никогда не забуду его слова: «Василий Петрович, я только тебе обязан жизнью. Если бы не ты, я бы умер». До конца своих дней бессменно проработал Потёмкин Михаил Иванович директором Топловской восьмилетней школы. Встретил я на фронте ещё двоих своих земляков – Уткина Михаила Васильевича и Зеленина Семёна Васильевича. Радости нашей не было предела».
Длинными были военные дороги Василия Петровича – от Москвы и до Берлина. Участвовал он в освобождении от фашистов Прибалтики, Украины, Кавказа. Участвовал в битвах за Берлин. Вспоминал: «Больше всего он мне запомнился. Жаркие бои шли в этом проклятом немецком логове. Не забыть мне Рейхстаг. Со слезами смотрели мы после всего пережитого, как развивалось на ветру наше красное знамя, знамя Победы! Что мы чувствовали тогда, не передать словами: радость, гордость, тоску по своей далёкой Родине. В этот момент, стоя под стенами Рейхстага, я подумал: «Ну, вот и всё… Закончилась война!»
Василий Петрович был трижды ранен, награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Киева», «За освобождение Прибалтики», «За освобождение Кавказа», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». На сайте Память народа есть такая запись:

Вернулся Василий Петрович домой в 1945 году. Родилась в семье дочка Валентина в 1946 году, сын Михаил в 1948, дочка Клавдия в 1954-м.
Работы – не початый край. Работал председателем Сельского совета, бригадиром. Будучи уже на пенсии, трудился на молочно-товарной ферме, был конюхом, пастухом.
В памяти односельчан, друзей и родственников он остался добрым, энергичным, позитивным человеком.

Из семейного архива Земляковых – Кочетовых, с. Топлое


Комментариев нет:

Отправить комментарий