суббота, 9 мая 2020 г.

Михаил Сергеевич Огарёв. Герой Советского Союза


Михаил Сергеевич Огарёв – летчик 783-го штурмового Танненбергского Краснознаменного авиационного полка 199-й штурмовой Слонимской Краснознаменной авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, младший лейтенант. Герой Советского Союза (1945), Член ВКП (б)/КПСС с 1944 года.
М. С. Огарёв

Михаил Сергеевич Огарев родился 6 ноября 1922 года в селе Саполга ныне Малосердобинского района Пензенской области в семье крестьянина. Его отец работал кузнецом, а Михаил учился в 1929-31 годах в Саполговской начальной школе. В годы коллективизации Огарёвы уехали в Туркмению. Отец стал работать на строительстве железной дороги. Жили в Марыйской области, в поселке Сандыкачи, где Михаил окончил семилетку, и в Иолотани. Окончил два курса Ашхабадского автодорожного техникума, параллельно обучался на курсах пилотов при Ашхабадском Управлении Гражданского воздушного флота.

В феврале 1941 года был призван в Красную Армию и зачислен в Кировобадское авиационное училище. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В 1944 году окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов. В июне 1944 года прибыл на фронт. Младший лейтенант Огарев получил хорошую летную подготовку. Воюя на штурмовике Ил-2 в составе 783-го штурмового авиаполка 199-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии. Боевое крещение получил в боях за освобождение Белоруссии. Затем сражался в небе Восточной Пруссии, Польши и Германии. Не раз был на волосок от гибели. Как-то он сбил истребитель противника в лобовой атаке, что необычно для самолета, приспособленного для поражения целей на земле.
К маю 1945 года младший лейтенант Огарёв совершил 92 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, участвовал в 13 воздушных боях, сбил вражеский самолет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Огарёву Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8200).
После войны продолжал службу в ВВС. 
С 1950 года капитан Огарёв — в запасе. Жил в городе Москве. Работал на Московском автомобильном заводе имени Лихачева. Был заведующим стрелковым тиром во Дворце Культуры завода имени Лихачева. Так же являлся членом заводского комитета ДОСААФ, правления спортклуба «Торпедо» и комитета ветеранов воины завода. 

М. С. Огарев - 1957 год

М. С. Огарев - второй справа

М. С. Огарев

 Министр обороны маршал Малиновский вместе с Героями СССР - автозаводцами Огаревым (слева) и Федоровым в стенах ДК ЗИЛ, 1958 год. 

Скончался 15 октября 1984 года. Похоронен на Востряковском кладбище города Москвы (участок 90).


Награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА
Из наградного листа
Тов. Огарёв участвовал в боях против немецких захватчиков с июня месяца 1944 года. За время боевой работы провел 92 успешных боевых вылета.
Тов. Огарёв провел 13 воздушных боев, отражал атаки истребителей противника, при которых сбил "Фокке-Вульф-190". Он участвовал при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на Бобруйском направлении и по уничтожению окруженных войск противника в районе города.
Тов. Огарёв участвовал также в освобождении городов Барановичи, Слуцка, Слонима, Минска и Бреста, в разгроме противника и овладении городами и крепостями Осовец и Остроленка. Действуя в условиях сильной насыщенности огня зенитной артиллерии противника и при сложной наземной обстановке, тов. Огарёв в этих операциях совершил 15 успешных боевых вылетов.
С 14 января 1945 года тов. Огарёв участвовал в прорыве сильно укрепленной обороны противника. Своими умелыми и отважными боевыми действиями он способствовал нашим пехотным частям разрушать передний край обороны противника, а затем преследовать отступающего противника вплоть до окружения в Восточной Пруссии.
С 18 марта 1945 года тов. Огарёв принимал самое активное участие в операция по окружению и уничтожению Гдыньско-Данцигской группировки войск противника. Действуя в условиях сложной наземной обстановки и при сильной защите целей зенитными средствами, совершил 42 успешных боевых вылета.
С 23 апреля 1915 года тов. Огарёв штурмовал твердыню западного берега реки Одер, поддерживая переправу наших войск через реку и громя противника на ближних тылах, показал образцы мужества и геройства.
Все боевые вылеты тов. Огарёва связаны со смелостью и геройством. В результате 92 бомбардировочно-штурмовых ударов противнику нанесен большой урон в живой силе и технике. Им уничтожено: 9 танков и бронетранспортеров, 70 автомашин, 42 повозки с грузом, в воздушных боях сбил самолет противника "Фокке-Вульф", на огневых позициях уничтожил 3 батареи полковой артиллерии, 4 - зенитной артиллерии, 12 железнодорожных вагонов, 2 дзота, 2 склада с боеприпасами и горюче-смазочными материалами, создал 7 очагов пожаров, убил и ранил до З00 солдат и офицеров противника.
4 сентября 1944 года, выполняя боевое задание в составе 8 "илов" по уничтожению переправы через реку Нарев, тов. Огарёв показал образцы точного бомбометания. Работая с круга, на повтором заходе, точным попаданием разбомбил переправу, тем самым задержал переправу немецких войск на западный берег реки Нарев.
19 января 1945 года с ведомым в составе 6 "ИЛ" тов. Огарёв штурмовал железнодорожный эшелон на перегоне. При подходе к цели группа была встречена интенсивным огнем с платформ, прицепленных к эшелону. Встав в круг, искусно маскируясь в зоне зенитного огня, группа тов. Огарёва разбомбила и подожгла весь эшелон. Лично тов. Огарёв поджег три последних вагона. При отходе от цели группа была атакована 6 самолетами противника. Встав в оборонительный круг и тесно взаимодействуя с истребителями прикрытия, отбил 4 атаки противника.
25 января 1945 года с ведомым в составе 4 "ИЛ" в сложных метеорологических условиях летал на уничтожение автотранспорта и живой силы противника в районе города, откуда противник пытался пробиться на соединение войсками, окруженными в Восточной Пруссии. Отлично владея техникой пилотирования, они пробились через густую облачность и успешно выполнили боевое задание. Лично тов. Огарёв поджег один танк и две автомашины.
22 марта 1945 года с ведомым в составе 8 "ИЛ" летал на бомбардировочно-штурмовые удары по кораблям противника в заливе Путцигервик. Пробиваясь сквозь заградительный огонь с берега и судов, летчики умело подошли к цели и в результате двух заходов потопили корабль противника.
21 апреля 1945 года тов. Огарёв летал на выполнение боевого задания в составе 6 "ИЛ" по прорыву обороны противника на западном берегу реки Одер и по поддержанию наших наземных частей, форсирующих реку Одер. В этот день тов. Огарёв особенно показал образцы летного мастерства. Снижаясь до бреющего полета, огнем из пушек и пулеметов расстреливал пехоту противника в его траншеях. 
7 мая 1945 года






Из воспоминаний М. С. Огарёва
На реке Одер, недалеко от города Штеттин, предстояло помочь нашим войскам форсировать водную преграду. Но густой туман не давал возможности подняться в небо. И вдруг приказ – срочно лететь на переправу и уничтожить там командный пункт противника. С аэродрома вылетели, как в шутку говорили летчики, на ощупь. Над переправой обнаружили «окно» в тумане. Сверху было отчетливо видно, как от разрывов снарядов бурлила вода в реке. Вскоре обнаружили командный пункт и с первого захода уничтожили его. Выполнив первую задачу, приступили ко второй. На бреющем полете прошли над вражескими позициями. Огнем из пушек и пулеметов в упор расстреляли пехоту, уничтожили боевую технику, громили узлы сопротивления. На третьем заходе у меня снарядом разворотило фонарь кабины. Но и мы в долгу не остались. После очередного захода в колонне вражеских танков возникло несколько очагов пожара. После того, как израсходовали боекомплект, повернули на своей аэродром. Уже при посадке почувствовал: что-то случилось с шасси. Пока была скорость, самолет катился по полю ровно, но потом его стало заносить вправо и в самом конце развернуло на 180 градусов. Как выяснилось позже, было повреждено колесо и еще сотни пробоин в крыльях и фюзеляже машины.

Литература:
Герои Советского Союза - туркменистанцы. Ашхабад. 1950.
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз.
Полубояров М.С. Малая долька России: Очерки о Малосердобинском районе Пензенской области. – Малая Сердоба, 2003.


Комментариев нет:

Отправить комментарий