среда, 6 мая 2020 г.

Иван Ефимович Фунтиков. Письма с фронта


В родительском доме моей мамы есть немало предметов, связанных с историей нашей семьи. Особое место в шкафчике занимает папка с пожелтевшими от времени листочками. Это фронтовые письма моего прапрадедушки Ивана Ефимовича Фунтикова.

Фунтиков Иван Ефимович (1900-14.04.1945)

С чувством волнения я брала в руки ветхие листики писем и читала, читала, читала… Мне захотелось узнать о судьбе человека, который посылал письма с фронта своей семье. Изучение фронтовых писем моего прапрадеда позволило мне пережить реальные события войны, увидеть яркие иллюстрации того времени, восстановить подлинную картину сражений глазами солдата, принесшего миру Победу.

Через письма я смогла представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. Они не могут не трогать до глубины души. Фронтовые письма.… Сколько их было написано и отправлено за 1418 военных дней?  Кому они были адресованы? О чем рассказывали люди, написавшие их? Что их волновало и радовало? На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ. А также захотелось сделать эти письма говорящими, чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг – защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
Большая семья Фунтиковых, где было пятеро сыновей, в 1942 году осталась без хозяина: глава семьи, Иван Ефимович, ушел на фронт. Агафья Кирилловна, его жена, работала в колхозе, старшие дети присматривали за младшими. Как было трудно, знали только они, а мы можем только предполагать. Иван Ефимович как мог в письмах поддерживал свою семью. Письма служат единственным свидетельством жизни Ивана Ефимовича на войне.
Фронтовые письма Ивана Ефимовича были длинные, написанные размашистым, порой неразборчивым почерком. Видимо, писал он в минуты затишья, перед боем. Каждое письмо проверяла военная цензура. В одном письме что-то зачеркнуто так, что разобрать невозможно. Скорее всего, это сделал именно он.
Все письма-треугольники написаны с глубоким душевным чувством, трогательны, просто до слез. Через все послания протянута тонкая нить любви Ивана Ефимовича к своей семье, особенно к детям. Каждое начинается словами: «Здравствуйте! Дорогие мои родные дети Петя, Ваня и Вася, посылаю вам свой отцовский привет и пожелаю наилучшей жизни. Кланяюсь своей дорогой и незабываемой супруге Агафье Кирилловне и желаю всего хорошего, еще посылаю привет своим дорогим сестрицам Нюре и Варе и пожелаю быть счастливыми навсегда…» или «Здравствуйте, многоуважаемая супруга Агафья Кирилловна, посылаю вам свой любящий привет и желаю всего наилучшего в жизни, еще посылаю привет своим любимым детям Пете, Ване и Васе и пожелаю быть здоровыми навсегда и жить счастливо. Еще передаю привет дорогим сестрицам Варе и Нюре и дорогим зятькам Яше и Лёне и пожелаю всего хорошего…»
В письме от 10 марта 1945 года я узнала, что «…я нахожусь на территории Германии 80 км от Берлина, ехали полтора месяца, гнали лошадей. Проехали Польшу и часть Германии все на лошадях, и все видел и узнал, как живут люди на свете, и теперь иду в бой. Что будет дальше – это Бог судья. Обо мне не тужите, милые родные, знать судьба моя такая – жизнь проводить в муке. Простите за то, что я не смог написать вам письмо, не тужите обо мне, живите дружно, не забывайте меня. Может быть, еще придется вернуться живым и обнять вас, мои милые детишки. Писать заканчиваю и больше нечего. Что знаю, приду, расскажу. Скоро вернемся с победой и заживем счастливо. До свидания, мои родные».
Следующее письмо датировано 2 апреля, в нём говорится, «… нахожусь ездовым при 789 артполке. Как уехал из Сердобы, зимы не видел, время хорошее: тепло, снега нет и не было. …Сообщу: нам разрешено посылать посылки в месяц один раз весом 5 килограмм. Я собрал и послал, ожидай: 2 костюма, брюки и белого материала, да еще черного немного. Так что, если дойдет, это вам будет большая помощь. Петя, почему ты не пишешь письма, пиши, мой милый, не ленись ….». О своих трудностях на фронте, особенно в боевых действиях, Иван Ефимович совсем не писал в письмах. Не от того, что трудностей не было. Не нужно было об этом писать, всем и так было известно, как трудно было на фронте. А Иван Ефимович в письмах старается вселить уверенность в то, что скоро наступит счастливая жизнь.
Из писем у меня складывается впечатление, что Иван Ефимович по характеру человек очень простой, спокойный, заботливый, доброжелательный, внимательный. В каждом письме он передает привет своему соседу Иванову В. И., сестрам и их мужьям.
Читая письма, можно прочувствовать, как сильно он хотел получить весточку из дома и как сильно скучал по родным: «…очень соскучился, но ничего скоро война кончится, я приду, и заживем счастливой жизнью, а мы скоро будем в Берлине…»
Однако судьба не дала шанс Ивану Ефимовичу вернуться домой. 14 апреля 1945 года он погиб. Захоронен в Германии, Бранденбург, город Гросс Нойендорф, западный берег реки Одер.
Ульяна Чихрина, с. Топлое

Комментариев нет:

Отправить комментарий