суббота, 14 марта 2020 г.

Война, девушки и трактор


Время Великой Отечественной войны было тяжёлым для всех без исключения: и на фронте, и в тылу. Большую роль в деревне играли именно женщины. Они выполняли всю тяжёлую работу за мужчин, ушедших на фронт.
«В 1941 году, когда началась война, всех молодых девушек собрали на курсы по обучению работе на тракторе. После двухнедельного обучения девушкам были выданы трактора», – рассказывала впоследствии Плотникова Анастасия Петровна.



Весной 1942 года Ксения Ивановна Жукова вместе со своими подружками на колёсном тракторе СТ-3 выехали в поле пахать и сеять хлеб. Из слабых девчонок, так быстро повзрослевших, была организована женская тракторная бригада, в которой сначала было шесть человек: Ксения Жукова, Дуся Чернова, Мария Садомова, Пелагея Плотникова, Люба Плотникова, Анна Спицина. В основном, девушкам, начинающим работать в этой бригаде, было по 20-22 года.
Бригадиром был Жуков Иван Алексеевич, хорошо знавший трактор. К его чести, он никогда не уходил с поля, оставив кого-либо из бригады одного. А техника, она как ребёнок, любит, чтобы за нею ухаживали. Опыта у девушек было маловато, сноровки никакой. Приходилось немало поплакать, покопаться в железках, прежде чем стало получаться ладить с трактором. Работали девушки до тех пор, пока не закончится горючее. Это когда не было поломок, но они случались очень часто. Ремонт производили всей бригадой, прямо в поле. Девушки никогда не оставляли друг друга один на один с поломкой. Пахать поле – работа сложная, а девушки порой работали без отдыха. Случалось, что и засыпали за рулём. Из-за нехватки опыта часто получался брак, поэтому приходилось перепахивать по нескольку раз. Урожаи в те годы были хорошие. Хлеба стояли на зависть всем. Только много полей пустовало. Не хватало рабочих рук. Жать хлеб приходилось и вручную. На жатву выходило все трудоспособное население села. Дисциплина была очень строгая. Знали одно: нужно, как только спадает роса, быть  в поле. Работали порой до изнеможения, взяв на обед кусок хлеба да огурец. Всем работникам женской тракторной бригады приходилось очень трудно, особенно в первое время. Работа была очень тяжелая. Работали посменно. В поле находились сутками, понимали – если не они, то кто же?
«Тракторы заводили руками, таскали буксирами друг друга», – говорила А.П. Плотникова.
 «Ломили руки, ноги, голова. Казалось, утром уже не встанешь, но опять вставала и шла работать. Нужно было выращивать хлеб, помогать фронту, – говорила А. К. Володина. – Всем это пришлось пережить в бригаде».
«Работали и жили далеко от своего дома. Работали днём и ночью, всё давали фронту», – рассказывала Спицына Анна Петровна. – На тракторе девушки пахали, сеяли, косили, а зимой ходили на ремонт. Ремонтировали сеялки, плуга и тракторы».
Агафья Кузьминична Володина также рассказывала о трудностях, которые были зимой: «Очень тяжело приходилось зимой. В трактор нужно было залить воды, морозы стояли лютые, сколько раз обмораживала руки, но работать не прекращала, потому что знала слово – надо».
Но и не только зимой девушки сталкивались с трудностями. «Оборудование было очень плохое, – рассказывала Плотникова А.П., – дождь и ветер били всегда в лицо, потому что кабин у тракторов не было».
«Молодые трактористки не только пахали и бороновали, они ещё и таскали комбайны, ведь тогда комбайны были не такие как сейчас. Но самой трудной работой было каждый день делать тракторам перетяжки. Работа заключалась в том, что тяжёлый бак с маслом нужно было привернуть к мотору, чтобы трактор хорошо работал», – рассказывала Плотникова А. П.
Несудимова Анастасия Ивановна с первых дней войны, после короткого обучения на курсах работы на тракторе, стала работать трактористкой. Проработала она четыре года на тракторе, а затем стала заправщицей. «Но и заправщицей работать было трудно, – говорила она, – заправляла пять-шесть тракторов, разливала семь-девять полубочек в сутки вручную. За каждую каплю переживали, берегли».
«По субботам ходили пешком домой, – рассказывала Колосова Евдокия Гавриловна, – а в воскресенье назад с продуктами наперевес, хотя и продуктов было не много: каравай хлеба, наполовину с лебедой, несколько картофелин, да свёкла».
Поначалу, когда девушки совсем ничего не умели, им было очень тяжело, они ещё ничего не умели, не знали ни как заводить, ни как ремонтировать технику в случае поломки. В этом случае их выручал бригадир Аверин Павел Иванович.
Но потом они постепенно научились и шли на работу без особой боязни.
Аверина Анна Семёновна рассказывает: «Распределили технику и велели ремонтировать. Начала разбирать. На обед не ходила, разбирала и примечала, как и куда какую цепь надевать, боялась, что не сумею собрать снова. После ремонта все выехали на обкатку. Механик похвалил меня: «Ну, Семёновна, как же ты сумела?» Так и прилепилось ко мне Семёновна, Семёниха!». Помощником ей стала сестра Женя, с ней и начали убирать урожай 1941 года. Работали день и ночь. Выкашивали 7-10 гектаров в день. Комбайны были не самоходки, их тянули трактора. Специально девчонок не обучали, осваивали они технику в процессе работы. Были и несчастные случаи, и курьёзные. Когда Женя начала работать на тракторе, механик велел ей утром трактор подогреть, то она взяла лампу и стала греть колеса. Анна на другой день заводила трактор рукояткой. Не удержала её и чуть не лишилась жизни от удара. Намаялась Анна Семёновна и с трактористками. Рано утром зайдут за ней на работу, она даст им поручение – готовить технику к выезду в поле. А через час идёт и издали слышит плач. Это трактористки на крышу забрались и ревут – темноты боятся. Им обоим минуло по 12 лет. Техники и горючего было много. Особой охраны горючего и техники не было. У жителей не хватало керосина, вечерами жили при лучине, но топлива не воровали. Анна Семёновна работала при МТС. В 1944 году её отправили на сельскохозяйственные работы в Топлое. На работу ходила пешком, 10 километров в один конец, а во время жатвы жила в шалаше. В Топлом была проблема с водой. Её не хватало ни для людей, ни для техники.
Вспоминает Анна Семёновна и о том, как приходилось ремонтировать технику: «Вызвал председатель и направил в Пензу за запчастями, в это время как раз половодье было. Собралась в дорогу. В сумке мешки, сухари, на ногах лапти с шубными подстилками. Через реку по подвесному мосту переправились и – пешком в Колышлей. Там на ходу прыгали в проходящие поезда, а обратно тяжелее было, запчасти на себе несли. Ноги сырые, мозоли кровавые, спина в синяках и ссадинах от железа. Ну, с горем пополам, до дома добралась».
«После работы мы отдыхали, – рассказывала А. П. Плотникова, – самым весёлым развлечением были танцы под балалайку и песни».
Хотя и пришлось девушкам очень трудно, но они не сломились, даже в тяжёлое время умели радоваться, поэтому и одержали победу. Многие из них неоднократно награждены премиями, медалями и другими наградами. Всем им по праву присвоено звание «Ветеран труда».

Война усадила их их на трактор


Анна Семёновна Аверина


Агафья Кузьминична Володина 


Евдокия Егоровна Володина 


Анна Васильевна Козина 

Аграфена Семёновна Мармёнкова 

Степанида Васильевна Матвеева 

Анастасия Ивановна Несудимова 

Анастасия Петровна Плотникова 


 Анна Петровна Спицына

 Анна Тимофеевна Стрельникова
Источник: Школьный краеведческий музей села Малая Сердоба 

Комментариев нет:

Отправить комментарий