пятница, 21 февраля 2020 г.

Пелагея Ивановна Дубинникова. Детство, опалённое войной...


Каждый уходящий год все более и более отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Многие из воинов-победителей уже ушли из жизни, скорбный список ежегодно пополняется новыми именами. Уходят живые свидетели той страшной эпохи, унося с собой память, неповторимые и важные подробности истории. Все более актуальным становится вопрос: все ли мы знаем о войне, об истинной цене Победы и что сохраним для потомков?
Для моего поколения это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине, досталась дорогой ценой. Долг нынешнего поколения всегда помнить о тех, кто в годы войны в тылу и на фронте отстояли свободу и независимость нашей Родины, успеть сказать слова благодарности всем тем, благодаря кому мы с вами живем, радуемся, создаем семьи.
Участие жителей нашего села в деле победы над фашистами, было многомерным и выражалось в различных формах и действиях. Это и трудовые подвиги в тылу, огромный вклад сельских тружеников. Поскольку в начале войны большинство населения было занято в аграрном секторе то главной их задачей было обеспечение страны и воинов продуктами сельского хозяйства – хлебом, мясом, овощами, шерстью. Ушедших в армию мужчин заменили женщины, старики и дети. Среди женщин и подростков развернулось движение за овладение профессиями механизаторов – трактористов, комбайнеров, машинистов и т. д. Развернулась напряженная и кипучая работа под лозунгом «Все для фронта, все для победы!»
За годы войны отгружены тысячи центнеров хлеба, мяса, молока, шерсти и других продуктов сельскохозяйственного производства. Горькую чашу войны вместе с ушедшими на фронт мужьями, отцами, братьями и сыновьями делили жены и дети, оставшиеся в тылу. Они наравне с ними приближали победный час.
Война — всенародная беда. И это общеизвестная истина. Но если ее так понимают взрослые, то дети... Чисто детское желание убежать, спрятаться, закрыть глаза. Только разве убежишь от памяти?  Говорят, что с годами к человеку вновь приходит детство: казалось, многое забылось, стерлось, но потом по каким-то неясным законам психики реальные события детских лет всплывают в представлении так четко, ясно и правдиво, словно на киноэкране прокручивается заново твоя жизнь. Порой эти воспоминания так навязчивы и остры, что словно заново переживаешь все то, что было в детстве.

Рассказ Пелагеи Васильевны Дубинниковой, 
жительницы села Старое Славкино, 
о своём детстве

Пелагея Ивановна Дубинникова

Родилась я в простой крестьянской семье. Отец Ильин Василий Васильевич работал в колхозе, мать Мария Егоровна – в полеводческой бригаде. В семье подрастало шестеро детей, мои сестры Надежда и Елена и братья Александр, Илья, Василий. Родителей дома мы практически не видели: с утра и до позднего вечера они были на работе. Все в доме держалось на нашей сестре Надежде, она по хозяйству управлялась, стирала нам, варила. И хотя была я совсем маленькой, но в памяти остались многие события той трагической поры. Хотя, конечно же, что-то помнится со слов моей мамы…  
Разразившуюся большую войну мы почувствовали с первых же дней.  Отца забрали на фронт. Дети, которые были постарше, работали за взрослых, пасли лошадей, возили на лошадях сено и навоз, пололи просо, кукурузу. Особенно досаждал осот – этот вредный колючий сорняк из земли не так просто было выдернуть и руки после него очень болели. Работали за трудодни, но за трудодни хлеба давали мало, жили за счет огородов, а хлеб отправляли на фронт. Летом продуктов было совсем мало, жили на ягодах, грибах.  Хотя по осени маме давали понемногу на трудодни. Но до осени еще надо было дожить…  
Моя мама… Сколько ж она хлебнула лиха! Была самая добрая, терпеливая и работящая. Она работала, на износ, но не съест сама причитающийся ей кусочек хлеба, а положит его под подушку, чтобы утром ребятки нашли. Вечером поздно придет с работы, постирает свою одежду, платочек и утром – опять их на себя.  Я до сих пор помню, как мы прижимались к маме и просили:
– Мам, ну дай хоть кусочек хлебушка, есть очень хочется.
 А она обнимала нас, гладила по голове и говорила:
– Ложитесь спать, а завтра обязательно хлебушек будет.
Наша мама приспособилась печь хлеб из сухих березовых листьев, перетирала, добавляла тертый картофель, жмых от зерна и сою. Вкус был жуткий и несъедобный, но что делать, есть ведь все равно хотелось. А «драники»?!  От которых у нас у всех болели животы. По весне, когда уже совсем ничего не оставалось в погребах и сараях, собирали картошку, оставшуюся на полях и из перемороженной и наполовину сгнившей, делали драники.
Мы сажали несколько соток огорода, старались найти место для всего: для пшенички, проса, ржи, картошки. С обработкой огорода больше всего досталось моим старшим сестрам и братьям. Но и я подрастала и становилась помощницей. С самого раннего детства мы были приучены к труду. Все это время в деревню приходили похоронки, было больно смотреть, как женщины оставались без мужей, сыновей, отцов. Когда почтальонка шла с сумкой через плечо, все выходили на улицу, молча стояли и напряженно смотрели, как она приближалась к домам.  Можно сказать, что ждали ее приближения с ужасом, ведь все чаще и чаще в наши дома приходило горе. В день – по нескольку похоронок. Тяжелая у нее была миссия… С низко опущенной головой подходила она к дому, если в сумке несла жуткую весть.
Наконец пришла долгожданная Победа.  Эта радостная новость облетела всю деревню. У людей были слезы на глазах, кто-то пел, радовался, были танцы, играли гармошки, а кто-то плакал.  Этот момент запомнился мне на всю жизнь.
Мужчины возвращались домой, помогать поднимать хозяйство. Живым вернулся и наш отец. В 1946 году у меня родился еще один брат, Егор. Став взрослыми, каждый из нас добросовестно трудился на своем месте, создал семью, воспитал детей.
Пелагея Васильевна, окончив школу, всю жизнь проработала на животноводческой ферме. За доблестный труд неоднократно поощрялась денежными премиями, почетными грамотами. Имеет награды «Ветеран труда», награждена медалью «За материнскую доблесть».
Вместе с мужем Петром Ильичем, они воспитали пятерых детей, четырех сыновей и дочку. Сын Владимир прошел Афганистан.  Пелагея Васильевна богата внуками и правнуками. Она шутит: «У меня пальцев не хватает их сосчитать», но память тех далеких лет не дает спать по ночам.
«Дети войны»…  У  них не было детства и всё, что они прожили, это все для нас, для будущего поколения.
Справа налево верхний ряд: 
Брат Александр (1933), брат Илья (1936), брат Василий (1938)
Нижний ряд: 
Мама Мария Егоровна, брат Егор (1946), отец Василий Васильевич, я (1940)

Верхний ряд: 
муж сестры Надежды, Иван, сестра Надежда (1926)
Нижний ряд: 
мама Мария Егоровна, сын Надежды Николай, отец Василий Васильевич, брат Илья


М. И. Илюшкина, с. Старое Славкино
Фотографии из семейного альбома

Комментариев нет:

Отправить комментарий