четверг, 13 февраля 2020 г.

Неустроев Иван Иванович – герой Новоград-Волынского подполья на Украине



Были в Малосердобинском районе люди, совершившие подвиги, за которые они вполне могли получить звание Героев Советского Союза.Среди них партизан Иван Иванович Неустроев (1915–1942).


Н. Н. Неустроев. Фото 30-х гг.

В Малой Сердобе Иван Иванович Неустроев работал секретарем районного суда, начальником паспортного стола. Выехал из Малой Сердобы, предположительно, в середине 1930-х годов в город Энгельс, затем жил в городе Коканде (Узбекистан). По возвращении на родину в 1939 году призван в армию (по другим сведениям, призван из Коканда в июне 1940-го). Отслужив, остался на сверхсрочной службе.

Служил И.И. Неустроев писарем в штабе, но вместо пера приходилось брать в руки винтовку или ложиться у пулемета. Так было и на берегу Днепра, под городом Лубны в 1941 году, где железным кольцом враг сомкнул остатки полка. Был убит пулеметчик, охранявший штаб. И.И. Неустроев залег у «Максима» и начал «косить» наседавших гитлеровцев. Кончились патроны. Иван Иванович ползком пробрался в помещение штаба. Там уже никого не было. Работники штаба успели отойти под его прикрытием. Фашисты приближались. Когда кольцо сомкнулось, он бросил в гущу две гранаты. В тот же миг он почувствовал сильный удар в плечо и потерял сознание. Очнувшись, Иван Иванович, увидел догорающий дом, а возле себя несколько плачущих женщин. Они вынесли его из пылающего огнем штаба, перенесли в соседний дом и перевязали рану.
Прошло две недели. Неустроев поднялся на ноги и начал готовиться в путь – догонять своих. Но этот его план не удался. Кто-то донес немцам. Он очутился в плену. Здесь он встретился со своим земляком и однополчанином Борисом Петровым. Жажда жизни и мести не покидала этих двух пензенских парней. Они находились за колючей проволокой. Силы покидали. Но вот выход неожиданно нашелся: как-то военнопленным объявили, что украинцы, проживающие на занятой немцами территории, будут отпущены домой.
Иван Иванович воспользовался этим моментом, объявил, что он – украинец. Он вырвался на свободу, получив «аусвайс» на имя Ивана Ивановича Нестеренко. Под этим псевдонимом был заместителем командира диверсионной группы парашютистов Генштаба РККА.
Земляки пришли на хутор Богатый, близ города Новоград-Волынского. Постучали в окно к Ивану Малевскому. С ним Неустроев был знаком до войны и бывал у него. Неустроев заболел. Дочь Малевского, Валентина, доставала медикаменты. На хуторе был староста – Петук. Валя узнала, что он хочет выдать Неустроева. Ночью Иван Иванович с друзьями ворвались в дом старосты, под угрозой расстрела заставили его сжечь списки лиц, намеченных для отправки в Германию, но староста и после продолжал свое черное дело. Позже его расстреляли.
По заданию партизанского командования Неустроев вёл агитацию среди населения, а «к весне сколотил свою группу». Затем отправился в Новоград-Волынский район и под именем подполковника Караманова стал проводить нелегальные собрания по вербовке населения в партизаны. Высокое офицерское звание потребовалось для придания солидности, иначе мало кто поверил бы рядовому бойцу.
В лесу стал действовать партизанский отряд. Действия отряда очень тревожили немцев. Они решили уничтожить отряд, но при переправе через реку каратели были уничтожены. Слава об отряде росла. Появились новые отряды. Новоград-Волынский отряд возглавил И. Гордеев.
Фашисты поспешно стягивали войска к лесным селам. Перед боем нужно было отправить кого-то со специальным заданием в другой пункт. Решили послать И.И. Неустроева.
Перед выходом на это предельно опасное боевое задание (всегда неизвестно, с кем имеешь дело) он написал домой письмо, которое родные получили лишь восемь месяцев спустя, когда Ивана не было в живых: «Дорогие папа и мама! Я жив и здоров, бью фашистов в хвост и гриву. Если от меня не будет известий – не грустите, я не умру. Я – сын России, а Россия держится на Иванах. До скорой встречи! Привет братьям и сестренке Клаве. Жму руки и обнимаю. Ваш Иван. 27 ноября 1942 года».
А утром, до рассвета, восемь вооруженных людей покинули лагерь. Впереди, в форме немецкого офицера, шел Иван Иванович. На третьи сутки, пройдя сто километров, группа прибыла под Таращанку.
Под Таращанкой Неустроев сформировал новый партизанский отряд. Осмелев, надел немецкую военную форму и побывал в городе, где партизаны располагали радиопередатчиком. По нему Иван Иванович сообщил командованию, что организованный им отряд насчитывает около 100 человек и провел две боевые операции. Получив по рации новый приказ, отправил отряд к главным силам в Словечанские леса, а сам ушел в соседний Барановский район продолжать вербовку. В городе Бараново «подполковник Караманов» обошел явочные квартиры, встретился со связными, передал им листовки и провел ряд собраний по вербовке в партизаны. Однажды Неустроев разрабатывал в своем новом отряде возможность нападения на концлагерь советских военнопленных, назначил дату, распределил обязанности. Если бы операция удалась, партизанские отряды пополнились бы несколькими сотнями обстрелянных красноармейцев. Но нашелся предатель.
Фашисты схватили Ивана Ивановича ночью на городской квартире. На Неустроева, писал Г. Иванов, съехались посмотреть высокие немецкие чины, ведь они были уверены, что перед ними чекист-подполковник. Ему предлагали деньги в обмен на предательство, а он отвечал: «Не продаюсь!» «Палачи ставили Неустроева на раскаленную плиту, загоняли под ногти иголки, выкручивали суставы рук, били нагайками, но партизан продолжал молчать, гневно глядя на палачей. Один из них не выдержал этого взгляда, подскочил и карандашом проткнул ему глаз, – вспоминал бывший партизан. – Арестованный устоял на ногах, и разъяренный палач, выхватив пистолет, разрядил всю обойму в грудь подпольщика. Истекающего кровью, но еще живого Неустроева выволокли на снег. На другой день замороженный труп был выставлен у стены на улице. К трупу четырьмя гвоздями была прибита дощечка с надписью «Партизан». Но утром горожане увидели на стене написанные углем слова: «Смерть немецким оккупантам!» Такие же надписи и антифашистские листовки появились по всему городу. Это действовали подпольщики, организованные Иваном Ивановичем».
Похоронен Иван Иванович Неустроев в Новоград-Волынском в братской могиле. Там всегда цветы. Если б нашелся журналист, вовремя воспевший подвиг нашего земляка, не исключено, что и Неустроев стал бы Героем. Ведь он один из первых принял мученический венец.
Дома считали его без вести пропавшим. А письмо, отосланное 27.11.42 года, пришло в Малую Сердобу спустя 8 месяцев после его гибели. Оно было последним.
Потом пришло письмо с Украины его сестре Рюминой Клавдии Ивановне от сослуживца Иванова Германа Ивановича. Тот рассказал о борьбе и смерти нашего земляка.
23 ноября 1967 года газета «Пензенская правда» опубликовала воспоминания участника Новоград-Волынского подполья Германа Иванова о его гибели.
В ноябре 1978 года имя И.И. Неустроева получила улица в селе Малая Сердоба.



Источники:
Иванов Г.И. Пока бьется сердце. Чебоксары, 1974;
Иванов Герман. Слово о сыне России. // «Труд» (район.), 1973, 8, 12, 15, 17, 19, 22, 24 мая;
Маликов С., Прокопенко А. Полеськая бувальщина Издательство: К.: Радянський письменник. 1969.
Малосердобинская энциклопедия/ Гл. ред. и составитель М.С. Полубояров. – Пенза, 2014.
Полубояров М.С. Малая долька России: Очерки о Малосердобинском районе Пензенской области. – Малая Сердоба, 2003.
Школьный краеведческий музей села Малая Сердоба http://www.mserschoolglad.narod.ru/museum/index.htm  

Комментариев нет:

Отправить комментарий