вторник, 11 февраля 2020 г.

"Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!" Л. А. Русланова


Лидия Андреевна Русланова (Лейкина Прасковья Андриановна), знаменитая певица, выдающаяся исполнительница народных песен, родилась 14 (27) октября 1900 года в деревне Александровка Даниловской волости Петровского уезда Саратовской губернии. Ныне деревня Александровка входит в состав Ключёвского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области, а село Даниловка – в состав Лопатинского района.

Детство у будущей знаменитой певицы было непростое, она рано осталась без родителей, скиталась по родным, побывала в приюте в Саратове. Но чудный дар Божий – великолепный певческий голос помог ей выстоять и выйти в люди.
В 1921 году она переехала в Москву и стала профессиональной артисткой. В 1923 году состоялся ее дебют в Ростове – на – Дону в качестве эстрадной певицы. Первый концерт прошел с огромным успехом. С 1924 года она солистка Центрального Дома Красной Армии
Лидия Андреевна – участница концерта Победы, который состоялся 2 мая 1945 года у стен рейхстага. Русские песни в ее исполнении звучали над поверженным Берлином до глубокой ночи.
Великая Отечественная война – это время, когда популярность Л. А. Руслановой достигла своей вершины. Приказом маршала Г. К. Жукова, она была награждена орденом Отечественной войны I степени. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов.
С первых дней Великой Отечественной войны Лидия Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад, куда также входили Владимир Хенкин, Михаил Гаркави, Игнатий Гедройц и другие артисты. Руководил бригадой театральный деятель и директор центрального дома работников искусств Борис Филиппов. Боевое крещение приняла под Ельней, попадала под бомбежки, обстрелы, артиллерийские налеты.

Группа артистов концертной бригады для фронта

Певица Тамара Ткаченко, работавшая в той концертной бригаде, вспоминала, что за семнадцать дней дали пятьдесят один концерт. Несмотря на близость фронта, артисты не отказались ни от одного выступления. Концерты проходили с успехом, артистов тепло принимали.
В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Лидия Русланова давала концерты для солдат в течение всей войны. Выступать нередко приходилось в сложных условиях — под открытым небом в окопах, землянках, госпиталях.
В апреле 1942 года в Спас-Нуделе, под Волоколамском, где Лидия Русланова выступала с концертами во 2-м гвардейском кавалерийском корпусе, она познакомилась с генерал-майором Владимиром Крюковым, соратником Георгия Жукова. Крюков был вдовцом: его жена умерла в 1940 году, оставив мужу пятилетнюю дочь. Несколько раз Русланова по приглашению генерала приезжала в корпус Крюкова. В июле Лидия Русланова вышла замуж за Крюкова. Сразу после свадьбы с Крюковым ездила в Ташкент, забрала дочь Крюкова — Маргариту, устроила в Москве, а после воспитывала как свою.
28 июня 1942 года Лидии Руслановой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
На свои собственные средства, заработанные во время предвоенных гастролей, как свидетельствует Маргарита Крюкова, Лидия Русланова приобрела две батареи Катюш, которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал её муж.
Весной 1945 года Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Один офицер, увидев её на улице, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» А Русланова посмотрела на него и ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!».
Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!».
Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. В Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой — у рейхстага и у Бранденбургских ворот.




24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени Русланову Лидию Андреевну».
Лидия Андреевна рассказывала такой случай: приехав на фронт, увидела, как солдаты, собравшись у старенького патефона, слушают песни в её исполнении, подошла к ним и спросила: «Отдыхаете?». Её не узнали, ответили «Нет, мы на посту». «На посту, а патефон крутите», — возразила певица. «Не твоё дело, тётка, проходи». Тогда она решила разыграть солдат и спросила: «А кто это поёт?». А они ей: «Экая ты темнота, Русланову не знаешь». Певица ответила: «А я и есть Русланова». Бойцы не поверили, засмеялись. Русланова показала паспорт. Не убедила. Тогда она подошла к патефону, остановила пластинку и запела «Липу вековую»… Бойцы остолбенели. А потом извинялись, и все долго хохотали.

Источник:

*******************
Из книги Валерия Дмитриевича Сафошкина «Лидия Русланова. Валенки, валенки, не подшиты, стареньки»


Есть в истории такие события, которые никогда не выветрятся из народной памяти. Уверен, что никогда не забудется ставший легендой концерт Лидии Руслановой у поверженного рейхстага.
«Неповторимые, незабываемые мгновения, — вспоминала об этом эпизоде своей яркой жизни Лидия Андреевна. — Людей собралось множество, участники боев за Берлин стояли вплотную друг к другу. Сначала хотели устроить концерт в одном из уцелевших залов рейхстага, но из помещения еще не выветрился удушливый запах порохового дыма. Поэтому эстраду перенесли на парадный вход. Солдаты выкрикивали названия песен, которые хотели услышать. Я понимала их настроение. Далеко ушли они от родного дома, долго не видели близких, истосковались по привольной русской песне. И слушали с каким-то особым, непередаваемым чувством. Я сказала: «Спою, голубчики, что хотите, спою». Я видела на колоннах рейхстага следы от снарядов и пуль, видела автографы наших воинов. Один из них мне запомнился навсегда: «Я в Сибирь, в родную деревеньку, непременно к матери приеду». Кто знает, может, эту строку из песни оставил слушатель того концерта. Многие песни по просьбе воинов приходилось повторять. «Валенки» пела несчетное число раз».
В Московском институте инженеров железнодорожного транспорта мне в свое время довелось заниматься преподавательской работой на военной кафедре вместе с полковником запаса Героем Советского Союза К. Самсоновым. Он в конце войны был комбатом, а его подчиненные Егоров и Кантария установили знамя Победы на верхотуре гитлеровской цитадели. Его воспоминания об этих победных днях мне показались весьма интересными.
«Никогда не забуду весну 1945 года — весну нашей победы. Первый батальон 380-го полка 171-й стрелковой дивизии, которым я тогда командовал, рвался к рейхстагу, чтобы водрузить на нем знамя Победы. Батальон вышел к Шпрее и после упорных боев захватил мост Мольтке-младшего.
29 апреля мы пробились на Королевскую площадь и ворвались в подвалы здания бывшего швейцарского посольства. Рейхстаг — перед нами. Командир дивизии Герой Советского Союза полковник Негода приказал мне:
— Старший лейтенант, берите рейхстаг!
Я повел батальон на штурм. Рейхстаг обороняли около пяти тысяч эсэсовцев, и, кроме того, по приказу Гитлера сюда был высажен десант, состоящий из курсантов Ростокского военно-морского училища. Сражались фашисты с отчаянием обреченных.
Три дня шли бои за рейхстаг. Во втором часу ночи 2 мая гитлеровцы сложили оружие и стали пачками сдаваться в плен. Усталые, опаленные пороховым дымом, наши бойцы, многие из которых были ранены, получили возможность хотя бы отоспаться.
Живописную картину представляла тогда Королевская площадь. Танки, орудия, повозки, полевые кухни. А над всем этим — громоздкое, обожженное здание рейхстага с гордо развевающимся красным флагом. Усталые, но довольные лица советских солдат, радостные улыбки и громкий говор — вот то общее впечатление, которое и сейчас стоит перед моими глазами.
И вдруг площадь вздохнула, зашевелилась. Бодрствующие бойцы стали будить спящих товарищей:
— Артисты приехали!
— И Русланова с ними!
— Подъем, братцы, концерт проспите!
Надо сказать, что наши фронтовые артисты пользовались огромной популярностью у всех воинов. Это были родные и близкие люди, побратимы, если можно так выразиться. Бригады артистов шли вслед за частями, штурмовавшими столицу фашистского рейха, а зачастую и в первых рядах наступавших войск, и встреча с ними всегда была праздником для солдат.
Необыкновенный это был концерт. Город еще горит, все в отблесках пламени, а на ступеньках рейхстага поет Лидия Русланова, выступает казачий ансамбль. Первый в поверженном Берлине концерт продолжался до поздней ночи. Многие номера повторялись дважды, артистов не отпускали, пока они не «выкладывали» весь свой репертуар.
Я смотрю на эту фотографию двадцатипятилетней давности, и сердце учащенно бьется. Еще бы! Я испытываю особое, ни с чем не сравнимое волнение. В тот день выступление артистов, этот неповторимый концерт был для всех очень дорогой наградой».
Правды ради надобно сказать, что попасть в то время в Берлин было не просто даже такой легендарной певице, как Лидия Русланова. Рассказывают, что на подъезде к Берлину, где еще со всей силой шли уличные бои, певицу, следовавшую вместе с казачьим ансамблем песни и пляски М. Туганова, на одном из перекрестков решительным жестом остановила молодая регулировщица:
— Дальше нельзя! Дальше опасно!
Капитан Туганов стал объяснять решительной регулировщице, что с ними не кто-нибудь, а сама гвардии певица Лидия Русланова, да и муж ее, генерал В. Крюков, со своими бойцами ведет здесь бой за овладение Берлином. И все они в данном случае его подчиненные.
— Я всю войну храню ваши пластинки, Лидия Андреевна! А ненароком шальная пуля? Нет, не пушу!
И надо же, именно в это время и в этом месте неожиданно прорвались немцы. Пришлось казакам из ансамбля М. Туганова на деле доказывать, что воевать они умеют так же лихо, как и работать на сцене. Этот бой с фашистами они выиграли. Путь к центру Берлина оказался открытым, а через некоторое время Лидия Русланова в окружении казаков из ансамбля уже осматривала поверженное логово Гитлера.
Именно здесь, на ступеньках рейхстага, сделал обошедшие весь мир снимки руслановского концерта в сопровождении казачьего ансамбля фотограф Г. Петрусов. Помимо Лидии Андреевны, вокруг которой, вполне естественно, выстроен фотосюжет, на переднем плане хорошо получился аккомпанирующий певице аккордеонист.
Кто такой? Откуда? Ведь Русланова всю войну выступала с гармонистами. А тут аккордеон.
Со временем удалось установить, что этим аккордеонистом был боец второго кавалерийского корпуса, а прежде артист московской эстрады Борис Уваров. К счастью, сохранились воспоминания Бориса Георгиевича, проливающие свет на этот легендарный концерт с неожиданной стороны
«Прежде чем рассказать об этом победном берлинском аккорде, хочу кратко вспомнить о том, как мы познакомились с Руслановой и как у меня появился аккордеон, про который мои друзья, глядя на этот снимок у рейхстага, шутят: «Самое светлое пятно на фотографии.»
Белоруссия. Штаб 2-го кавкорпуса. Просторная хата. Меня вызывает комкор генерал-лейтенант Владимир Викторович Крюков. Во время доклада замечаю нечто на лавке, прикрытое рушником. Разговор сразу — с места в карьер, по-кавалерийски:
— Извини, рояля не достали. Ты ведь пианист?
— Так точно.
— Стало быть, специалист по клавишам?
Я неуверенно киваю, туго соображая, что к чему.
— Ладно, — командующий указал рукой на это «нечто на лавке», — бери и играй от души.
Я робко иду к загадочному предмету, приподнимаю полотенце, и. белой, ослепительно белой костью и перламутром ослепляет меня роскошный, в полные октавы, трофейный «Хонер».
— А ну, испробуй машину, — тут же попросил Владимир Викторович.
Только было я заиграл, распахивается дверь — на пороге Русланова, жена Крюкова.
— Вот, Лидия Андреевна, и помощник твоему гармонисту Максакову.
Чего на одной саратовской гармонике пахать.
На следующий день я в «светелке» у Руслановой. Лидия Андреевна у зеркальца.
— А на гармошке умеешь?
— Не умею.
Глянула на меня колко, может, даже презрительно.
— Эх, без гармошки наши саратовские частушки уж не частушки. Ну да что поделаешь. Песни народные знаешь? «Липу вековую», «Меж высоких хлебов», «Окрасился месяц». — И выпалила на мою голову еще с дюжину названий, часть из которых слыхал я впервые. Но кое-что я знал.
Начали с «Липы вековой». Завела она вполголоса, чуть с речитативом. Но, видно, почувствовав, что я понимаю ее манеру пения, ритм ее особый, прибавила в голосе, прикрыла глаза, встала, руку вскинула. Потом, конечно, дошло дело и до «Валенок». Они, правда, не сразу у нас пошли.
— Ты, милок, сыпь больше мелких ноток, озоруй, соревнуйся со мной. Да и встань с табуретки, разверни плечи, пройдись следом за мной. Иль не играл в деревне?. Не играл. Я так и знала. Тогда учись.
Май сорок пятого. Берлин. Ступеньки рейхстага. Выступление Лидии Андреевны Руслановой и казачьего ансамбля второго гвардейского кавалерийского корпуса под руководством капитана М. Туганова. Певица в неизменном русском наряде. Гордо вскинута голова, широкий разлет рук. На лице озорная улыбка. У музыкантов тоже веселые лица. Понятно, звучат, скорее всего, коронные руслановские «Валенки»...
На этом снимке хорошо видно, что слушатели знаменитого концерта в поверженном Берлине заполнили не только всю площадь, но и все этажи разбитого рейхстага
Тогда же в поверженном Берлине был издан и во всех частях действующей армии оглашен приказ № 109/н:
«За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить Русланову Лидию Андреевну, артистку Мосэстрады, орденом Отечественной войны 1-й степени.
Главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии Г. Жуков.
Член Военного Совета К. Телегин».
Вот так закончилась для Лидии Руслановой эта война. А вообще-то обо всем и об всех не расскажешь. Может быть, когда-нибудь будет создан музей, и тогда на его стендах в застекленных витринах найдут свое место маршруты концертных фронтовых бригад; перчатки с обрезанными кончиками пальцев, в которых пианист Владимир Софроницкий играл Глинку и Шопена в промерзшем зале Ленинградской филармонии во время блокады; синий платочек Клавдии Шульженко; русский сарафан Лидии Руслановой, в котором она пела победной весной сорок пятого года у стен еще дымящегося рейхстага.
Это был ее 1120-й фронтовой концерт!


Сафошкин В. Д. Лидия Русланова. Валенки, валенки, не подшиты, стареньки: Биогр. и репертуар великой певицы / Валерий Сафошкин. - М.: ЭКСМО, 2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий