воскресенье, 25 октября 2020 г.

Лётчик Фёдор Иванович Михайлов

          Фёдор Иванович Михайлов родился 11 сентября 1919 года в селе Новое Дёмкино Малосердобинского района Пензенской области. Рано остался без родителей, воспитывался в детском доме. В 1935 году приехал в Сталинград, поступил учиться в школу ФЗУ при сталинградском заводе Судоверфь, после окончания которой работал в судокорпусном цехе. Одновременно учился в областном аэроклубе, который окончил в 1939 году. Через год, в мае 1940 года был направлен на учёбу в школу лётчиков в город Коростень Житомирской области. В лётной школе освоил два самолёта Р-5 и СБ. В 1941 году там его застала война.

Ф. И. Михайлов

Из воспоминаний Ф. И. Михайлова: «22 июня 1941 года по аэродрому школы нанесли удар 14 немецких бомбардировщиков «Хейнкель-111». Затем повторный налёт, было много жертв. Один немецкий самолёт был сбит инструкторами школы, экипаж взят в плен. Так я впервые на этой войне увидел немцев. На следующий день школу под бомбёжками эвакуировали на восток. Поезд шёл полтора месяца. Прибыли в Омск».

В городе Омске Фёдор Иванович Михайлов продолжил учиться летать на самолётах СБ, уже собирался на фронт, но появился новый, более скоростной и мощный бомбардировщик ПЕ-2. Фёдор Михайлович освоил и этот самолёт. По окончании Омского военно-авиационного училища в 1942 году был направлен в запасной полк в Казань, где формировались авиаполки для отправки на фронт. Фёдор считал себя сталинградцем и неоднократно просился на фронт, в это время шла Сталинградская битва. Но командование распорядилось иначе. Вместо фронта его направили в запасной разведывательный авиаполк, в город Петровск, Саратовской области.

Из воспоминаний Ф. И. Михайлова: «Петровск находился недалеко от моего родного села Новое Дёмкино. Удалось мне побывать на малой родине. Уехал я оттуда мальчишкой, а тут приехал – лётчик, в военной форме, возмужавший, никто меня не узнавал. Земляки с гордостью провожали меня, наказывали бить врага, не жалея своих сил, и возвращаться с победой».

 В мае 1943 года Фёдор Иванович Михайлов был направлен в действующую армию, в распоряжение 8-го отдельного разведывательного авиационного Мелитопольского полка 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта. В составе этого полка и воевал до конца войны, совершив 156 боевых вылетов.

Из воспоминаний Ф. И. Михайлова: «Свой первый боевой вылет я совершил вместе со штурманом полка Героем Советского Союза Иваном Ивановичем Савощевым. Потом летал в составе своего экипажа. Это штурман Никитин Михаил Матвеевич и старший радист Меламед Михаил Борисович. Выполняли воздушную разведку, фотографировали порты, корабли, железнодорожные станции, расположение войск противника. Вели визуальное наблюдение, выходили на дальнюю разведку войск противника. На высоте до 8000 метров одиночными самолетами марки ПЕ-2 велись фотографии военных объектов в глубоком тылу противника и на передовой. Случалось, эскадрильи вступали в схватки с фашистскими истребителями. Мы очень активно перенимали опыт старших лётчиков, однополчан, усваивали воздушные маневры, новые методы воздушного боя, поэтому успешно отражали нападения истребителей противника. Все объекты фашистов, представляющие стратегическое значение, фотографировались для составления топографических карт и для подтверждения визуальных наблюдений экипажа. За время войны выбросили на территорию противника более миллиона агитационных листовок и журналов».

Ф. И. Михайлов

За успешное выполнение боевого задания был награждён первым орденом Боевого Красного Знамени. Война катилась на запад, фашисты отступали. После освобождения города Мелитополя Фёдор Михайлов был награждён вторым орденом Боевого Красного Знамени. Он был уже старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи.





Над Крымом, при выполнении особо важного боевого задания ПЕ-2 Михайлова был сбит. Лётчикам можно было бы выброситься с парашютом, но тогда пропали бы важные разведданные, так как на самолёте была установлена фотокамера. И Михайлов мастерски довёл самолёт до своего аэродрома. Шасси не выпускались, была перебита гидросистема, он принял решение сажать самолёт на фюзеляж. Ему удалось это сделать. Пожарные быстро сбили пламя с горящей машины. Фотокамера оказалась разбита, но плёнка в кассете уцелела. Командованию были доставлены ценнейшие сведения, которые помогли советским войскам в боях за освобождение Крыма.

При выполнении авиаразведки в районе Карпатских гор у самолёта Ф. И. Михайлова отказал левый двигатель, запустить его так и не удалось, выпускать шасси нельзя было, из-за сильного сопротивления воздуха самолёт неминуемо потерял бы высоту. Пришлось сажать самолёт на фюзеляж, от удара он раскололся на три части, оторвались крылья, был срезан нос кабины. Фёдор Иванович получил тяжёлые травмы. Но разведданные были доставлены! Потом был госпиталь, операции, и долгий путь к выздоровлению. Врачи даже хотели комиссовать отважного лётчика, но он поправился и даже вернулся в авиацию, в свой полк, продолжал летать в тыл врага на проведение авиаразведки.

Летал над Польшей, Германией, а закончил воевать в Чехословакии, под Прагой. И даже 9 мая, в День Победы, Фёдору Ивановичу пришлось выполнять задание командования и лететь на пражский аэродром, занятый фашистами.

Из воспоминаний Ф. И. Михайлова: «Рано утром 9 мая 1945 года, уже после объявления конца войны, мой экипаж был послан на выполнение особого задания командования – произвести посадку на центральный аэродром «Кбелы» города Праги для связи с повстанцами. Аэродром был занят немецкими самолётами, которые охранялись эсесовскими войсками. Генерал-майор Рытов сказал: «Война закончилась, но возможно придётся погибнуть при выполнении этого задания. Родина требует, надо выполнить задание». Я добровольно согласился вылететь на выполнение задания».

В это время на аэродроме шёл бой между фашистами и чешскими партизанами. Только лишь счастливая случайность спасла жизнь смелым летчикам. Самолет оказался на освобожденной повстанцами части аэродрома. Полет выполнялся в следующем составе: летчик, командир экипажа – Михайлов Ф. И., штурман Хрипков П. М., старший радист Меламед М. Б. и подполковник Чехословацкой армии штурман авиадивизии Франтишек Рыпл. Для них война была закончена только 12 мая 1945 года. За выполнение ответственного задания, оказание помощи чешским партизанам капитан Фёдор Иванович Михайлов был награждён генералом Людвигом Свободой, будущим президентом Чехословакии, двумя орденами «За храбрость».

За боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны капитан Ф. И. Михайлов был награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя чехословацкими орденами «За Храбрость», медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».

Фёдор Иванович Михайлов – участник парада Победы в Москве в составе сводного полка 4-го Украинского Фронта.

Полученные в боях ранения и контузия не позволили Ф. И. Михайлову продолжить карьеру лётчика, и с 1948 года он посвятил себя работе в системе профтехобразования. Награждён знаком «Отличник профессионально-технического образования России». Был председателем Совета ветеранов 8-й воздушной армии в городе Волгограде.

Капитан Ф. И. Михайлов

Михайлову Фёдору Ивановичу посвящали стихи. Вот одно из них:

О Михайлове Фёдоре Ивановиче

Он видел страх, и смерть, и боль

Утраты друга и бойца.

Не раз испытан был судьбой,

Не замарал он честь отца.

Летал Михайлов над войной,

Покой фашистский нарушал.

Зимой и в жаркий летний зной

Победы дух провозглашал.

И помнит Федор как в Крыму

Василья брата смерть пришла

И ненавидит он войну

За то что брата смерть нашла.

От Сталинграда и до Праги

Путь лётной славы проложил

И в сорок пятом он мгновенья

Солдатской радости прожил.

Сейчас он прадед, ветеран

И убеждённый коммунист.

Он патриот и атеист,

Но веры он не потерял.

В его глазах – печаль столетья

И радость сталинских побед.

В своё восьмидесятилетье

Собрал он праздничный обед.

Где много вспомнил про войну

И про товарищей покойных,

Про тех, кто выжил, был в плену,

И тех, кто до сих пор в погонах.

Он помнит каждое мгновенье

Тех долгих, страшных дней войны,

И учит наше поколенье

Уйти от огненной чумы.

Михайлов Леонид. 24 октября 2001 года

Про него так же писали в газетах. Вот отрывок одной из них. Статья под названием «Тогда мы были молодыми»:

«Фёдор Иванович МИХАЙЛОВ, тогда тоже капитан, чеканил шаг в составе 4-го Украинского фронта. Ему, кавалеру трех орденов Красного Знамени, отмеченному лично генералом Свободой орденами «За храбрость» 14 мая 1945 году в Праге, из долгих лет войны больше всего запомнилось именно 9 мая 45-го. Рано утром экипаж его самолёта-разведчика  был послан на смерть, в самое пекло. Самолет сел на окраине пражского аэродрома, который кишел эсэсовцами. Партизаны не дали тогда захватить смельчаков.

- А 24 июня 45-го на Параде я и мои однополчане ждали выхода на трибуну Мавзолея Сталина, - вспоминает Федор Иванович. – Верховный вышел под всеобщее ликование, и был он мало похож на того, каким мы его привыкли видеть на фотографиях. Этого не забудешь никогда. Тогда мы были молодые. Впереди нас знаменосцы несли вражеские знамена, которые потом швырнули к подножию Мавзолея. И ещё один эпизод – в сводном полку вместе с нами тогда шёл генерал-майор Брежнев, и было у него всего два ордена на груди».


Из семейного архива Михайловых, город Волгоград

Комментариев нет:

Отправить комментарий