понедельник, 28 сентября 2020 г.

Дороги войны Ивана Фёдоровича Голубева


Иван Фёдорович Голубев родился в селе Питерка Питерского района Саратовской области в большой семье. А в Малую Сердобу семья Голубевых переехала в 1939 году.

Иван Фёдорович вспоминает: «Помню своё босоногое детство. Помню и то, как узнал о войне. Мне ещё не исполнилось 16 лет, по нынешним временам – подросток, малец, а по тем, довоенным сороковым, уже помощник надёжный. Хоть и без обувки, в коротких портках, а уже мужичок».

Боевой путь Ивана Фёдоровича начался 22 августа 1942 года. Как только исполнилось ему 18 лет. Вначале он воевал в составе 15-ой мотострелковой дивизии. Затем был зачислен в 52-ю Гвардейскую дивизию, которая была переведена из-под Сталинграда. Состоялась быстрая переброска на Курско-Орловскую дугу. Там, под Прохоровкой, держали оборону почти три месяца.

И. Ф. Голубев

С 5 июня 1943 года пошли в наступление и дошли до Полтавы. Дороги войны повели на Калининский фронт в город Торопец на реке Невель. Долго зимой воинские части бросали то туда, то сюда. Бойцы не знали, чего ждать. В апреле 1944 года войска перебросили на реку Великая под Пушкинскими горами. Отвоевали плацдарм 4/6 километров, где и держали оборону до открытия 2-го фронта. Ивану Фёдоровичу врезалось в память, как под Пушкинскими горами не раз любовались памятником Пушкину. Он ясно просматривался и словно поддерживал солдат.

И. Ф. Голубев. Фронтовая фотография. 13.03. 1944

И. Ф. Голубев (справа) с фронтовым другом

И. Ф. Голубев (справа )

Затем началось наступление на Полоцк. Продвинулись в тыл врага на 216 километров.

В конце декабря 1944 года пересекли границу Польши и начали продвижение на Варшаву. 20 января 1944 года были в Варшаве.

Иван Фёдорович вспоминал: «Враг злобствовал всюду. Но, если кто-то называет нынче нас завоевателями, то пусть скажет, почему простой народ встречал нас улыбками, поцелуями, слезами радости? Делились с нами последним куском хлеба».

На Одере командование предприняло перегруппировку войск. Началась подготовка наступления на Берлин. Прорыв был тяжёлым, фашисты сопротивлялись яростно. Они понимали – возьмём их логово, им «капут». Как они нас стращали все эти военные годы. Капут пришёл им.

Иван Федорович вспоминал: «Как сейчас помню, 2 мая была объявлена капитуляция города. А 9 мая мы уже смотрели в Берлине Рейхстаг».

Служил Иван Фёдорович в Берлине до апреля 1947 года. И только весной того года вернулся домой.

Имел ранение под городом Фостешь, в госпитале лежал две недели. Всё остальное время воевал.

Награждён Орденом Славы III степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Также награждён благодарностями от Сталина:

·        от 4 марта 1945 г. «За отличные боевые действия при прорыве обороны немцев восточнее г. Штарганда», 

·               от 23 апреля 1945 года «За прорыв обороны на Оде­ре»,

·        от 2 мая 1945 года «Гвардии стар­шему сержанту Голубеву Ивану Фёдоровичу Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина от 2 мая 1945 года № 359 за полное овладение столицей Германии г. Берлин. Всему личному составу нашего соединения, в том чис­ле и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ». Подпись «Сталин».

Фронтовая фотография старшего сержанта И. Ф. Голубева 

Иван Фёдорович: «Все эти реликвии берегу, ценю их. Я воевал, и обо мне помнили. Война – дело тяжёлое. Пришлось испытать всё. И плохое питание случалось. Одежда изнашивалась быстро. Честно сказать – галифе наши на коленях и сзади так изнашивались, что никаким заплаткам не поддавались, так и сверкали сквозь дыры кальсоны. Мы, артиллеристы народ шустрый, бедовый, технику таскали вон какую! Но жалоб не было, знали, за что воевали. Правда, о мирной жизни, о доме мечтали часто. Хотелось родных увидеть, домом подышать, на лес и речку посмотреть. Много красивых мест мы видели, но краше Малой Сердобы ничего не было. Прикипел я к ней душой накрепко.

На войне не только героизм и товарищество помогали. Шуткам, песням, пляске – место тоже было. Фронт наш артиллерийский и лошадиную тягу имел, и на велосипедах, бывало, продвигались, и чего только не придумывали!

В Германии мы увидели в оставленном наспех богатыми владельцами доме, а вернее во дворе его, карету, обшитую красным бархатом, дверцы с позолотой. И рысаки рядом отменные. Запрягли мы тройку в карету и айда – вперед! Остановил полковник – лошадей отобрал, а карету мы под откос пустили, чтоб движению не мешала.

Хоть и говорят, что героями не рождаются, ими становятся, я немного иного мнения. Трусов я во время войны мало встречал. Вот "струхнувшие" на момент были. Но то какой же ад мы испытали! Не упрекали, нет. Помогали. В армии, как и в мирной жизни, всегда такие люди есть – отчаянные, смелые, ведущие. Вот на них и равнялись. Получали приказ – выполняли. Хитрость, смекалку, где надо, проявляли, а уж коли атака – тут все воедино. Пуля сразит – тому и быть. А ты, живой, вперед иди, воюй за двоих. Правильно в песне поется «...За себя и за того парня».




Ветеран И. Ф. Голубев


Умер Иван Фёдорович Голубев 12 июня 2015 года.

 

Из семейного архива Голубевых – Помякшевых, село Малая Сердоба

Комментариев нет:

Отправить комментарий