среда, 26 августа 2020 г.

Бывший узник немецкого концлагеря Юрий Сергеевич Грегуль

            В 2015 году памятной юбилейной медалью к 70-летию Великой Победы был награждён бывший узник немецкого концлагеря Юрий Сергеевич Грегуль, который на тот момент времени проживал в селе Дружаевка. Юрий Сергеевич тогда и поделился очень тяжелыми воспоминаниями, которые не должны забываться.

Кто впервые видел этого пожилого мужчину и слышал его волнующую душу речь, тот искренне был удивлён его силой духа и ясностью мысли, которые сохранил он до последнего дня, несмотря на все выпавшие переживания.

Ю. С. Грегуль

– Когда немцы оккупировали Украину, я вместе с родителями, братом и сестрой проживал в городе Фастове, – начинает свое повествование бывший заключённый фашистского концлагеря со слезами на глазах. – Мирная жизнь, которая состояла из череды привычных будней, была разрушена молниеносно. Моя сестра с первых дней войны попала на фронт и исполняла обязанности медсестры, старшего брата тоже забрали в армию. И я, самый младший из детей в семье, в 15-летнем возрасте (в 1942 году) очутился в концлагере Бабельсберге. До сих пор кровоточит незаживающая рана воспоминаний о том ужасе, с которым мне пришлось столкнуться в юношеском возрасте. Изнурительная физическая работа, скудная пища подрывали как моральное, так и физическое здоровье любого, попавшего туда. За все время своего пребывания в этом чудовищном месте, я дважды совершал попытки побега. Однажды с помощью товарища-чеха мне удалось добраться до станции Изольтово через город Ганновер. Эта неудачная попытка закончилась тем, что меня задержали и привели обратно в лагерь, избив до полусмерти.

Впоследствии из концлагеря Юрия Сергеевича забрали на работы к немке-хозяйке ухаживать на её подворье за скотиной. За доброту, проявленную Юрием Сергеевичем к голодным военнопленным, которых он накормил, украв у своей хозяйки батон белого хлеба и пачку сливочного масла, он угодил в полицию.

– А на следующее утро за мной приехал новый хозяин, на которого нужно было батрачить. То, что у него никто из работников не задерживался, меня предупредили заранее, – вспоминает бывший узник. – Оказывается, во время империалистической войны его контузило и ранило, и с тех пор он страдал психическими расстройствами. Вот от него мне и удалось скрыться. Ранним утром я убежал в лес и целый день и ночь шёл, куда глаза глядят. Чуть забрезжил рассвет следующего утра, я разглядел здание вокзала и направился туда. Как мне удалось узнать позднее, с этого вокзала поезда уходили в Россию. Поэтому охранялся пост постоянно и бдительно, по платформе ходил немец с автоматом. Сначала мне повезло, я остался незамеченным, взобравшись под катушки (из-под кабеля) товарного вагона, и целую ночь так катил, очень сильно промерзнув. На улице был март. На одной из станций меня заметил немец-охранник и задержал. Повезли обратно на станцию Штендель и сдали в учреждение, где собирались безработные, которым нужно было найти занятие. К вечеру приехала очередная немка-хозяйка и забрала трудиться в своем хозяйстве. Этот двор стал последним местом моей работы на немецкой территории. Трудился там до тех пор, пока город не был освобождён.

В 1945 году Юрий Сергеевич попал на службу в армию в городе Бурге. Пролечился в военном госпитале. Из Германии передислоцировали в белорусский город Полоцк. Оттуда демобилизовался в 1950 году. 

Побросала его судьба и в мирное время. Сначала завербовался на север. В городе Северодвинске 3 года проработал на лесоразработках, пилил лес, строил корабли и подводные лодки.

Оттуда попал в Туркмению, встретил свою будущую жену, женился, у них родились две дочки. Прожив там целых 33 года и потеряв свою верную спутницу жизни, в 1986 году он переехал в наш район, поближе к младшей дочери Ирине.

Умер Юрий Сергеевич Грегуль 15 января 2017 года.


Из архива Ирины Юрьевны Яблонской, с. Дружаевка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий